Александр Сурмава: Об академических свободах и компьютерном тестировании

То, что наше образование находится в глубочайшем кризисе известно всем, кто имеет к этому образованию хоть какое-то отношение. Ну кроме, разве что, работников соответствующего министерства. Последним, конечно, нет дела до этих глупостей, ибо они заняты серьезным делом – модернизаций самой системы российских ВУЗов. Так, привычную для нас немецкую систему распиливают пополам на бакалавриат и магистратуру, вступительные экзамены, заменяют на ЕГ, наконец, два ведущих российских университета намертво встраивают в пресловутую вертикаль власти, отбирая у них последние остатки академической свободы.

А собственно, так ли все это плохо? Болонская унификация российских дипломов сильно облегчит выпускникам наших университетов поиски вдали от родных осин интересной и высокооплачиваемой работы, упразднение вступительных экзаменов сильно затруднит коррупцию в одном месте, переместив ее по соседству, наконец, какое вообще отношение к процессу образования может иметь тот или иной способ назначения ректоров? А то, будто бы до принятия соответствующего закона власть не контролировала выборы ректоров по меньшей мере в государственных учебных заведениях.

Между тем, само по себе наличие или отсутствие академических свобод лишь на первый, поверхностный взгляд так уж безразлично для самого образовательного процесса. Возьмем для примера одну из последних министерских инициатив – регулярное интернет-тестирование студентов, и посмотрим, насколько это самое тестирование способствует развитию нашего образования.

Начнем с того, что тестовые вопросники разрабатываются некими таинственными специалистами по заказу Министерства и разрабатываются, надо полагать, далеко небесплатно. Допустим даже, что в процессе размещения соответствующих заказов и при приемке работы, ни одна народная копейка не закатилась ненароком под чей-либо чиновничий стол. Подчеркнем только то, что тесты, долженствующие проконтролировать работу ВУЗА, разрабатываются не самим этим ВУЗом, но на стороне. Иначе говоря, предполагается, что и в министерстве, и в некоей хитрой конторе, в которой сочиняют тесты, сидят специалисты, способные контролировать работу коллег из лучших отечественных университетов, коллег, ведущих пионерские научные исследования в своих профессиональных областях и строящих соответствующие пионерские образовательные программы для своих студентов. Не понятно только, почему столь продвинутые специалисты тянут лямку в министерских канцеляриях, а не шьют фраки для нобелевской встречи с королем Швеции? Наконец, эти самые тесты спущены по министерской вертикали вниз, в университеты. Какова же их судьба на этом этапе? Думаете, их со смехом выбрасывают в корзину, а в министерство пишут возмущенное письмо с предложением заниматься делом и не мешать университету нормально работать?

Как бы не так! Ректоры не самоубийцы, а нормальные, все понимающие руководители, и потому, слегка поворчав в своем узком кругу, они спускают данные тесты на факультеты, сопроводив их уже собственноручным приказом о необходимости неукоснительной выполнить министерскую инициативу. На факультетах происходит приблизительно то же, что и в ректорате, разве что смеются над министерской глупостью громче, чем там, и в свою очередь спускают дело на кафедры - непосредственным исполнителям. Ну а на кафедрах преподавателям уже не до смеха, ибо им надо заставить студентов участвовать в глупейшем мероприятии и тем самым обнажить перед ними весь идиотизм нашей образовательно бюрократической системы, а главное обнаружить перед ними свое униженное положение безгласных исполнителей начальственных глупостей.

Очевидно, что при этом больше всего страдают именно лучшие ВУЗы и лучшие преподаватели, которые читают лекции не по пожелтевшим учебникам (по оглавлению которых, чаще всего и составляются подобные тесты), но опираясь на самые современные научные идеи, едва ли знакомые и министерским чиновникам, и нанятым ими тестовым шабашникам. Что прикажете делать этим преподавателям? Помимо идей, которые они считают современными и научными, попросить студентов зажать нос и вызубрить дурно пахнущий старый хлам, осведомленность в котором собственно и будет контролироваться тестами?

Вы скажете, что таких продвинутых ВУЗов, и таких продвинутых преподавателей у нас немного, а потому и ущерб от министерской инициативы невелик. Немного-то немного, вот только неверно механически перемножать размер ущерба на число вузов. Здесь совсем иная логика и ущерб будет не просто велик, но велик катастрофически, ибо только такие продвинутые ВУЗы и составляют смысл и гордость отечественной образовательной системы, а, значит, мешая им работать, министерские чиновники просто разваливают отечественное образование.

Первое, что хочется сделать нормальному преподавателю, то есть преподавателю, смысл деятельности которого состоит не в мелко корыстном угождении начальству, но в поиске научной Истины и в соответствующем воспитании молодых коллег, это послать пресловутое начальство куда подальше…

Впрочем, о чем это мы? В условиях, когда начальство не выбирается, а назначается сверху, данный жест может означать только одно – уход из науки или по крайней мере из преподавания не начальства, конечно, а самого ученого. Между тем, даже, если вынуждаемый на противные его научной совести компромиссы преподаватель формально в науке и на университетской кафедре остается, реально он утрачивает возможность быть не просто переносчиком информации из учебника в уши студентов, но Учителем, а процесс, который до того мог бы быть процессом развития мышления, процессом становления личности молодых ученых, превратится в процесс нравственного и интеллектуального растления последних.

Понятно, что описанный нами пример с тестами - всего лишь частный случай, который не стоило бы так уж драматизировать, если бы он не был случаем в высшей степени типичным. Между тем, само образование, сама передача следующему поколению того, что было однажды завоевано культурой, совершается тогда и только тогда, когда представители младшего поколения непосредственно включаются в реальное культурное дело, а не в его имитацию. Все очень просто, корыстно включим студентов в имитацию науки и образования – воспитаем своекорыстных имитаторов, включим в реальное дело – воспитаем творцов. Третьего здесь просто не дано.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0

Если у вас возникли вопросы или технические проблемы с сайтом, то пишите нам сюда.

Ср

31

май

2017

Александр Бескид: К РЕВАНШУ РЕГИОНАЛОВ БУДЬТЕ ГОТОВЫ!

Маленькая картинка для выяснения больших вопросов

 

14 мая в дежурное отделение Каменского (г. Днепродзержинск, Украина) управления полиции поступило сообщение, что в городе слышны выстрелы. Было установлено, что водитель такси получил заказ на перевозку трех пассажиров. Подъехал к кафе - забрал трех мужчин. Во время езды у них возник конфликт после того, как пассажиры сделали водителю замечание, что он разговаривает на русском языке. Нежелание водителя такси ответить пассажирам на приветствие "Слава Україні!" возмутило их и они решили силой потребовать известного ответа.

Далее

Сб

27

май

2017

Андрей Воля, Александр Бескид: МИР, ТРУД, МАЙ… ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ!?

Прошли первомайские праздники. Можно подвести некоторые итоги. Запланированный на 1Мая в Киеве Социал-демократической партией Каплина 50-тысячный марш людей труда, пенсионеров и профсоюзов едва ли собрал 1-2 тысячи человек и выглядел скорее забавно с марширующими впереди молоденькими барабанщицами, чем грозно и внушительно. Европейская площадь, где проходил митинг Каплина, была заполнена людьми максимум на одну треть.

Далее

Вс

30

апр

2017

Александр Сурмава: АНТИГЛОБАЛИЗМ КАК "СКРЕПА"

 

В XX веке человечество принесло на алтарь национализма (он же - "патриотизм", он же - антиглобализм) жизни многих десятков миллионов людей.

На дворе XXI век, но кровавый Молох никуда не исчез и по прежнему грозит всему живому.

 

Далее Комментариев: 0

Ср

19

апр

2017

Александр Бескид:  ПРОБЛЕМЫ МИРА И СОЦИАЛИЗМА

Петр Порошенко во время рабочей поездки в Луганскую область сообщил, что с начала года погибло 69 и ранено 420 служащих ВСУ на юго-востоке Украины, а всего с начала конфликта, с учетом мирного населения, на Донбассе погибло порядка 10.000 чел.

 

Информационные агентства сообщают, что в США начались испытания авианосца нового поколения «Джеральд Р. Форд» (длина 333 метра, вес -100.000 тонн, работу обеспечивают 2 атомных реактора, способен принять на борт 4500 чел. военных и нести 75 единиц авиатехники). Стоимость авианосца – 13 млрд. долларов. Для сравнения: бюджет государства Украина на этот год составляет 32 млрд. долларов. Всего США планируют построить 10 авианосцев такого класса.

 

Далее Комментариев: 0

Ср

05

апр

2017

Александр Бескид: РОССИЯ: ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ!

Что происходит сегодня в России? Самые последние новости – введены войска для нейтрализации протестов дальнобойщиков Дагестана против системы «Платон» (плата за тонны) — налога на фуры и большегрузы, способные перевозить свыше 12 тонн. Всероссийская акция протеста по этому поводу началась в понедельник 27 марта. Кроме требования отменить систему «Платон», забастовщики выдвинули и политические лозунги: отставка правительства и вотум недоверия президенту.

 

Далее Комментариев: 0